Не секрет, что дети легко воспринимают и усваивают новую информацию. Школьники младших классов запоминают 75% информации, полученной на уроках, и могут воспроизвести ее во взрослом возрасте. Психологи уверены, что чем раньше вы начнете говорить с детьми о деньгах, тем быстрее воспитаете разумное отношение к ним. Почему? Давайте разбираться!
Знаете, почему дети идут в школу в 7 лет? Психологи связывают это с особенностями детской психики. Дошкольник наивен и импульсивен. Он доверяет родителям и делает то, что они говорят, а потом думает. Ведущая деятельность малыша – игра. Он пытается подражать взрослым: играет в доктора, учителя или водителя, и таким образом познает систему человеческих отношений, усваивает социальные нормы и правила поведения. Девочки становятся мамами своим куклам, мальчики садятся за руль игрушечных машин.
67% родителей замечают, что в возрасте 7 лет ребенок ведет себя иначе. Он перестает быть «открытой книгой» для взрослых. Его мысли труднее прочитать, а поступки – предугадать. Замкнутый и сдержанный малыш может напугать, но не стоит бояться – так он формирует отношение к себе и окружающему миру. Мозг дает сигнал – пора учиться, и игровая деятельность сменяется познавательной. Формируется логическая память, которая позволяет запоминать большие объемы информации, и повышается концентрация внимания.
Уровень финансовой осознанности россиян стремительно растет. Опрос, проведенный среди учащихся младших классов, показал, что каждый второй ребенок копит деньги. Одни дети откладывают на новый смартфон, другие – на подарок родителям, третьи – на породистую кошку или собаку. Даже среди первоклассников нашлись ребята, которые имеют финансовые цели! Однако мало кто из них понимает, откуда берутся деньги и как правильно с ними обращаться. Уроки финансовой грамотности решают эту проблему на раз-два.
Уже несколько лет подряд ОЭСР оценивает финансовую грамотность. В исследовании принимают участие 17 стран, в том числе Россия. Она стабильно занимает 9 место и считается «средничком». Однако у нас есть все шансы подняться в рейтинге, если подрастающее поколение усвоит программу-минимум и научится:
1. зарабатывать и тратить;
2. экономить и откладывать;
3. планировать бюджет и вести учет доходов/расходов;
4. инвестировать и пользоваться услугами банков;
5. понимать экономические процессы.
Еще в 2016 году Минобрнауки планировало ввести обязательные уроки финансовой грамотности в российских школах. Однако пока эта идея не реализована. В 79% школ занятия проходят в формате тематических классных часов и факультативов. Для учащихся младших классов выбирается творческий подход. Дети смотрят мультфильмы на тему денег и читают книги, которые обучают финансовой грамотности. Так они погружаются в выдуманные истории, представляют себя на месте героев и лучше запоминают информацию.
Школьники сами заинтересованы в изучении финансовой грамотности. Они понимают, что она пригодится им во взрослой жизни, и стремятся получить необходимые знания. К такому выводу пришли сотрудники Института прогрессивного образования, которые провели опрос среди старшеклассников. Они выяснили, какой предмет ребята считают самым бесполезным и хотят исключить из школьной программы. Им стал ОБЖ. Дети отметили, что урок не дает практических навыков по выживанию и лучше заменить его на финансовую грамотность.
Итак, финансовой грамотности стоит учиться с детства, потому что именно в детском возрасте мозг дает сигналы учиться и активирует необходимые для обучения процессы – концентрацию и внимание. Информация, которую ребенок получает через игру, фильм или книгу, надолго остается в памяти. Говорите с детьми о деньгах, чтобы они были успешными и богатыми в будущем.