Финансовая грамотность для самых маленьких: как научить ребенка обращаться с деньгами?

12 Апреля 2022

Статистика показывает, что люди, которые с ранних лет учились финансовой грамотности, хорошо приспособлены ко взрослой жизни. Благодаря знаниям, полученным в детстве, они умеют правильно управлять финансами и тратить деньги с умом. Эксперты делят обучение на следующие этапы:

  1. знакомство с основными понятиями – с 4 лет;

  2. обучение осознанному потреблению – с 5 лет;

  3. пользование карманными деньгами – с 7 лет.

Мы рассмотрели каждый из них и дали практические рекомендации, которые помогут вам научить ребенка обращаться с деньгами. Интересно? Читайте статью!

Откуда берутся деньги?

На первом этапе необходимо рассказать ребенку, откуда берутся деньги. Важно объяснить, что они не бесконечны, поэтому нельзя тратить сколько угодно и на что угодно. Психологи рекомендуют делать это в магазине. Например, ребенок захотел шоколадку. Можно показать ему несколько плиток и объяснить, что они отличаются не только размером, но и ценой. Также подойдет сравнение с другими продуктами: шоколадка и пачка печенья стоят 100 рублей, однако первая съедается за день, а второй хватает на несколько дней. Такой подход научит ребенка анализировать покупки.

Покупать или нет?

Важная составляющая финансовой грамотности – осознанное потребление. Это умение обращать внимание на качество товаров и делать выгодные покупки. Чтобы его развить, помогут списки желаний. Предложите ребенку обсудить «хотелки». Сколько они прослужат? Как часто будут использоваться? Стоят ли своих денег? Это поможет избежать импульсивных покупок в будущем. Также покажите ребенку, что один и тот же товар может стоить по-разному. Пройдитесь с ним по магазинам, обращая внимание на ценники, или изучите предложения на OZON или Wildberries.

Как пользоваться карманными деньгами?

Карманные деньги – возможность закрепить полученные знания на практике. Важно, чтобы ребенок понимал, какую сумму будет получать, чтобы запланировать траты. Психологи советуют отказаться от ограничений. Вместо того, чтобы запрещать ребенку делать покупки, обсуждайте их целесообразность. Также стоит завести копилку. Однако обратите внимание, что накопление – не цель. Дайте ребенку помечтать. Возможно, он хочет конструктор или велосипед. Визуализируйте мечту – найдите подходящее изображение и разместите так, чтобы оно всегда было перед глазами.