01 Апреля 2022
29 марта прошел круглый стол по внедрению цифровых технологий в сфере микрофинансирования «Новые точки роста и цифровизация бизнеса МФО». Алексей Имховик, генеральный директор флагманской компании Summit Group ООО МФК «Саммит» (развивает бренд «ДоброЗайм»), принял участие в обсуждении. Хотите узнать, как будет развиваться рынок МФО в текущих условиях? Читайте статью!
Эксперты сошлись во мнении, что микрозаймы продолжат пользоваться спросом. Клиенты, которые столкнулись со сложностями банковского кредитования, перейдут в МФО. Число тех, кто берет и в банках, и в МФО, продолжит увеличиваться. «Сейчас доля банковских клиентов составляет 10-15%. Они идут наплывами. Из-за новостного потока спрос на микрозаймы имеет волнообразный характер», – отметил Алексей Имховик. Микрофинансовый рынок станет важным инструментом сохранения покупательской способности граждан. Он изменится и станет более совершенным в технологическом плане. Компании унифицируют продуктовую линейку и добавят продукты, приближенные к банковским.
Эксперты подчеркнули, что на данный момент человек стоит дороже, чем робот. Даже самые сильные нейросети не могут его заменить. «С долгосрочными займами лучше работают сотрудники», – подтвердил Алексей Имховик. Сотрудник МФО останется ключевой фигурой для взаимодействия с рынком, а цифровые технологии будут его помощниками. Цифровизация коснется скоринга, антифрод-политики и процесса взыскания. Она позволит обрабатывать большее количество информации и заявок. Рынок ждет новых, прорывных вещей, которые еще не использовались. Однако необходимо соблюдать баланс интересов граждан, государства и МФО. Если он нарушен, даже самые высокие технологии окажутся бесполезными.
По мнению экспертов, бизнес поделился на 3 категории. Первая спокойно переносит импортозамещение и не имеет проблем в инфраструктуре. Эти компании уже нашли альтернативы иностранным ПО и перешли на российские аналоги. «Санкции нас не коснулись. В техническом плане тоже нет изменений. Проблемы уже решены, и незначительные помехи нам не помешают», – прокомментировал Алексей Имховик. Вторая категория компаний вынуждена спасаться. Она беспокоится о том, что будет летом, и думает, куда перевести свои сервисы, например, почту. Третьи компании сделали стратегическую ставку на приобретение независимости. Они активно формируют внутреннюю среду, ведут импортозамещение внутри себя.
Эксперты уверены, что 2022 год – время для осторожных решений, а не масштабных проектов. Игроки присматриваются к рынку, анализируют, как он работает. Текущий кризис не похож на другие, потому что непонятно, что будет завтра, неизвестен прогноз поведения клиента. Компании вынуждены находиться в ежедневной спринт-оценке и решать проблемы по мере поступления. Среда постоянно меняется, поэтому долгосрочные проекты приходится откладывать до лучших времен и делать ставку на адаптацию и оптимизацию. «Мы продолжаем придерживаться прежней стратегии и прорабатываем тактику – делаем акцент на онлайн: чат-ботов и социальные сети», – рассказал Алексей Имховик.
По мнению экспертов, важно соблюдать баланс между доходностью и лояльностью к клиенту. 90% проблем с клиентами – из-за отсутствия коммуникации. Чтобы их решить, нужно общение, которое можно выстроить с помощью современных технологий, например, чат-ботов. Однако не стоит забывать и о людях! От них зависит качество и доступность коммуникации. Компании расширяют колл-центры, чтобы консультировать по кредитным каникулам и другим вопросам. Они уверены, что в период неопределенности особенно важно общаться живым голосом. «Мы стараемся оперативно отвечать на вопросы. У нас есть служба заботы, которая помогает клиентам в течение 1 дня. В круглосуточном чате можно получить ответ за 40-50 секунд», – поделился опытом Алексей Имховик.