Что ждет рынок МФО в 2022 году: тренды и прогнозы

01 Апреля 2022

29 марта прошел круглый стол по внедрению цифровых технологий в сфере микрофинансирования «Новые точки роста и цифровизация бизнеса МФО». Алексей Имховик, генеральный директор флагманской компании Summit Group ООО МФК «Саммит» (развивает бренд «ДоброЗайм»), принял участие в обсуждении. Хотите узнать, как будет развиваться рынок МФО в текущих условиях? Читайте статью!

Как изменится рынок МФО и сохранится ли интерес к микрозаймам?

Эксперты сошлись во мнении, что микрозаймы продолжат пользоваться спросом. Клиенты, которые столкнулись со сложностями банковского кредитования, перейдут в МФО. Число тех, кто берет и в банках, и в МФО, продолжит увеличиваться. «Сейчас доля банковских клиентов составляет 10-15%. Они идут наплывами. Из-за новостного потока спрос на микрозаймы имеет волнообразный характер», – отметил Алексей Имховик. Микрофинансовый рынок станет важным инструментом сохранения покупательской способности граждан. Он изменится и станет более совершенным в технологическом плане. Компании унифицируют продуктовую линейку и добавят продукты, приближенные к банковским.

Продолжится ли цифровизация рынка МФО?

Эксперты подчеркнули, что на данный момент человек стоит дороже, чем робот. Даже самые сильные нейросети не могут его заменить. «С долгосрочными займами лучше работают сотрудники», – подтвердил Алексей Имховик. Сотрудник МФО останется ключевой фигурой для взаимодействия с рынком, а цифровые технологии будут его помощниками. Цифровизация коснется скоринга, антифрод-политики и процесса взыскания. Она позволит обрабатывать большее количество информации и заявок. Рынок ждет новых, прорывных вещей, которые еще не использовались. Однако необходимо соблюдать баланс интересов граждан, государства и МФО. Если он нарушен, даже самые высокие технологии окажутся бесполезными.

Как проходит импортозамещение в микрофинансовой сфере?

По мнению экспертов, бизнес поделился на 3 категории. Первая спокойно переносит импортозамещение и не имеет проблем в инфраструктуре. Эти компании уже нашли альтернативы иностранным ПО и перешли на российские аналоги. «Санкции нас не коснулись. В техническом плане тоже нет изменений. Проблемы уже решены, и незначительные помехи нам не помешают», – прокомментировал Алексей Имховик. Вторая категория компаний вынуждена спасаться. Она беспокоится о том, что будет летом, и думает, куда перевести свои сервисы, например, почту. Третьи компании сделали стратегическую ставку на приобретение независимости. Они активно формируют внутреннюю среду, ведут импортозамещение внутри себя.

Стоит ли сейчас масштабировать бизнес?

Эксперты уверены, что 2022 год – время для осторожных решений, а не масштабных проектов. Игроки присматриваются к рынку, анализируют, как он работает. Текущий кризис не похож на другие, потому что непонятно, что будет завтра, неизвестен прогноз поведения клиента. Компании вынуждены находиться в ежедневной спринт-оценке и решать проблемы по мере поступления. Среда постоянно меняется, поэтому долгосрочные проекты приходится откладывать до лучших времен и делать ставку на адаптацию и оптимизацию. «Мы продолжаем придерживаться прежней стратегии и прорабатываем тактику – делаем акцент на онлайн: чат-ботов и социальные сети», – рассказал Алексей Имховик.

Какие каналы коммуникации с клиентом наиболее актуальны?

По мнению экспертов, важно соблюдать баланс между доходностью и лояльностью к клиенту. 90% проблем с клиентами – из-за отсутствия коммуникации. Чтобы их решить, нужно общение, которое можно выстроить с помощью современных технологий, например, чат-ботов. Однако не стоит забывать и о людях! От них зависит качество и доступность коммуникации. Компании расширяют колл-центры, чтобы консультировать по кредитным каникулам и другим вопросам. Они уверены, что в период неопределенности особенно важно общаться живым голосом. «Мы стараемся оперативно отвечать на вопросы. У нас есть служба заботы, которая помогает клиентам в течение 1 дня. В круглосуточном чате можно получить ответ за 40-50 секунд», – поделился опытом Алексей Имховик.